Пора переобувать машину

27.10.11 5:43 | ТОЗ-Авто
Пора переобувать машину

Госавтоинспекция Хабаровского края в ниже публикуемых советах обращает внимание водителей на те критерии подготовки автомобиля к зимнему сезону, которые непосредственно влияют на безопасное вождение.

Помните, что любая мелочь, будь то грязное стекло, ограничивающее видимость, или направление рисунка на протекторе, может стоить здоровья, а может даже и жизни, не только сидящему за рулём, но и пассажиру, пешеходу. Задумайтесь о столь важных мелочах.

О зимних шинах

Сперва необходимо задуматься о зимних шинах. Вы прочитали на боковине шины гордую надпись «All Seasons» («Всесезонная») и задумались: зачем же тогда менять шины по сезонам, а вдруг удастся сэкономить? А дело тут в том, что эта всесезонность лишь для определенных районов. По классификации шин это районы США, где достаточно теплые зимы. На более суровую зиму такие шины не пойдут (если температура опускается ниже минус 10°С).

Экономия в этом может выйти боком, т.к. авто на таких шинах ведет себя крайне неадекватно. На сильном морозе резина таких шин становится настолько твердая, прямо как стекло, что не обладает даже сколь-нибудь приемлемым сцеплением. Бывает, что невозможно даже тронуться с места, не то чтобы затормозить. Но какие же шины тогда выбрать, спросите вы.

В основном необходимо определиться с производителем и типом - шипованные или фрикционные. Если с выбором производителя всё более-менее понятно, то со вторым сложнее. Но обо всем по порядку.

Решающую роль в выборе производителя шин играет имеющаяся сумма денег. Скорее всего, вы догадались, что чем эта сумма меньше, тем более посредственным окажется качество покупки. И при очень малой сумме выбор, скорее всего, падет на продукцию посредственных шинных заводов. Но, увы, качество будет, мягко говоря, не на высоте. Причем тут, по сути, нет большой разницы, какая марка на нашей шине. А вот с импортным материалом дела обстоят куда интересней. Но для начала немного теории.

Не будем сильно углубляться в полемику, а коснемся только материала и рисунка протектора. Можно смело утверждать, что материал шины решает всё! Какой бы ни был удачный рисунок протектора - неудачный или низкокачественный материал, а также низкое качество сборки шины может загубить его. Так в чем же дело?

Есть два вида каучуков, используемых в производстве шин: искусственный и натуральный. Первый хорошо переносит высокие температуры, вплоть до плюс 90°С, но абсолютно неприменим при температурах ниже минус 10°С. А вот с натуральным всё наоборот, он способен работать при минус 60°С, но не выдерживает жары.

Чтобы добиться компромисса, их смешивают. В зависимости от пропорций получается различный температурный диапазон эксплуатации. Сразу скажу, что во всесезонных и тем более летних шинах нет натурального каучука.

А почему бы не делать зимние шины только зимними, т.е. состоящими целиком из натурального каучука? Во-первых, он очень дорогой и шины будут просто «золотыми». Дороговизна обусловлена тем, что добывают каучук из гевеи, которая растет в Южной Америке. Кстати, более 60% всего добываемого натурального каучука как раз расходуется при изготовлении шин для автомобилей.

Во-вторых, от шины необходимо получить определенные прочностные показатели, чтобы она не была чересчур мягкой. Таким образом, для каждых температурных условий необходимо подбирать смесь персонально. Но так, к сожалению, не получается, т.к. температура колеблется. И из этого вытекает следующий совет - выбирать шины тех производителей, в родной стране которых похожие погодные условия.

Как вы думаете, зачем в теплых странах зимние шины?! Исключением могут быть проверенные бренды, которые изготавливают весь спектр шин. А как дела с рисованием? Так или иначе, фантазия художников-протектористов весьма скромна и сводится к вариациям на тему «ёлочки».

В действительности всё сложнее. Рисунок протектора складывается из элементов - шашек и дорожек. От строения этих элементов зависят свойства шины. А с чем же должна справляться зимняя шина? А вот с чем:

- иметь хорошее сцепление со скользкой и влажной поверхностью в широком диапазоне скоростей;

- самоочищаться от снега и грязи и делать это на как можно меньшей скорости;

- удерживать траекторию движения (не допускать бокового увода).

И всё это напрямую зависит от рисунка протектора и, конечно же, от качества резины. Сцепление со скользкой поверхностью обеспечивается разрезной шашечкой.

Шашечка разрезана на множество ламелей. При движении она деформируется и раскладывается зубчато, что повышает поверхность сцепления и, следовательно, его качество. Самоочищение достигается более разреженным рисунком. А курсовая устойчивость - наличием продольных дорожек между рядами шашек и чем больше рядов, тем выше устойчивость.

А теперь затронем больной вопрос - шипованные или фрикционные (не шипованные). Все, казалось бы, просто и выбор очевиден: шипы они и в Африке шипы, одел и всё ОК при любой погоде (а хоть даже и летом). Но на самом деле это не так. Во-первых, применение шипованных шин в рыхлом снегу, каше бесполезно, а на мерзлом асфальте  даже опасно. Почему? Со снегом всё понятно, я думаю, с асфальтом не очень.

Проясним ситуацию. Шипы не врезаются в мерзлый, а значит твердый асфальт (в теплый тоже не сильно), а значит, протектор в этом случае контактирует с поверхностью дорожного покрытия не полностью, что существенно снижает сцепление, а, следовательно, динамику разгона или торможения.

Сложности возникают с межсезоньем, когда шипы еще не эффективны, а уже морозец. Не шипованная шина тут больше подходит. Кроме того, в ряде стран Европы применение шиповки запрещено, т.к. это наносит вред покрытию дорог (там снега и льда не бывает - просто чистят). Итак, Госавтоинспекция рекомендует брать шипованную резину, если ездить приходится преимущественно по льду и снежному накату.

Всё большее распространение получают фрикционные шины. Фрикционные - значит использующие естественное сцепление резины. Для этих шин было придумано название - липучка. Но не все фрикционные зимние шины - это липучки. Настоящая липучка должна иметь не только разрезанные на ламели шашечки протектора, но и:

- повышенное содержание натурального каучука, т.к. она должна быть более мягкой. Это делает липучку более дорогой;

- протектор должен быть обязательно выполнен из микропористой резины, что позволяет шине впитывать влагу, как губке, образующуюся при пробуксовке или юзе. Дело в том, что основной отток из пятна контакта воды, снега и т.п. отводится через каналы в протекторе и дорожками, но тонкую пленку эти элементы удалить не в силах. Вот для этого и нужна микропористость. За счет впитывания влаги шина как бы присасывается к покрытию - липнет;

- на боковых гранях ламелей шашек выполняются резиновые шипы, что повышает сцепление.

Стоит иметь в виду, что шипы из большинства шин, даже импортных, имеют свойства вылетать и после 2-4 сезонов, в зависимости от качества шин и характера их эксплуатации, вы можете стать счастливыми обладателями уже не шипованной резины. И стоит заметить, что эксплуатация такой резины зимой уже неэффективна.

Переобуваемся!

В исходном виде шину на авто не поставишь, ее требуется надеть на диск. И тут есть два варианта развития событий. Первый - переобуваться, это на первый взгляд куда экономичней. Но, во-первых, делать это надо два раза в год, следовательно, тратиться на шиномонтаж (разуть-обуть) и балансировку.

Во-вторых, это достаточно вредно для самих шин и дисков. Борта шин со временем растягиваются при операциях монтажа, и шина быстрее придет в негодность. Плюс повышенный риск повреждений (порезов и т.п.), прецеденты этого уже были. В этом случае шину придется менять на новую. А тут уже об экономии речи не идет.

Кроме того, операции шиномонтажа отнимают много времени, т.к. в такие моменты скапливаются большие очереди в мастерских шиномонтажа. Плюс к этому затраты на топливо, чтобы доехать. Куда практичней иметь два независимых друг от друга комплектов колес - летние и зимние. Для этого вам потребуется приобрести в дополнение к шинам еще и диски для вашего авто (не спутайте размерности!). И всего один раз смонтировать на них шины. В этом случае вы избавите себя раз и навсегда от выше указанных проблем и сделаете переобувку легкой и непринужденной. Вы же не меняете подошву на своей обуви по сезону!

Помимо этого шины на дисках проще хранить, а делается это плашмя. Конечно, нежелательно их хранить стопкой друг на друге, но зачастую другой альтернативы просто нет. И в этом нет, в общем-то, ничего страшного. Главное - выпустить из них воздух, но не до конца, а до 1 кгс/см2. Это делается для того, чтобы резина не растягивалась, но и не слишком деформировалась.

Для верности их можно периодически перекладывать друг относительно друга. Есть еще один, а вернее два момента. Во-первых, шины различаются по рисунку протектора на направленные и ненаправленные. Госавтоинспекция советует для зимы выбирать только направленные, т.к. они лучше держат траекторию. Ненаправленный рисунок протектора - это компромисс, но для зимы он не годится.

Второй момент вытекает из первого. Направленные шины подходят только на один борт и перестановка их невозможна, т.к. у них строго определенное направление вращения, следовательно, запаска пойдет только на один из бортов. Для двух бортов - две запаски, что весьма абсурдно.

Как неплохой вариант не во­зить ее вовсе. По крайней мере, не надо покупать комплект из пяти колес. Дело в том, что зимой запаска пригождается крайне редко, т.к. все гвозди и т.п. предметы прокола уходят под снег (втаптываются), но для подстраховки можно-таки возить летнюю запаску.

В завершение надо сказать о том, что необходимо пометить места расположения колес на авто. Как совет - приклеить скотчем на внутреннюю поверхность диска маленькую бумажку с наименованием колеса, например, «пер.лев.». Сделать это надо на обоих комплектах. Кстати, это еще один плюс для обладателей двух комплектов колес. Раскрою вам еще один секрет.

Работники шиномонтажа, бывает, допускают ошибки и одевают три, а то и все направленные шины одинаково. И получается, что все они на один борт. Если вы это сразу заметите, то они переобуют бесплатно, а если нет... Куда хуже, если вы не заметите совсем, тогда машина будет вести себя неадекватно.

Моем стёкла

Зимняя стеклоомывайка - товар очень ходовой перед началом сезона и бывает, что купить ее крайне сложно, особенно подходящую. С выбором дела обстоят куда проще, требуется только понять ее назначение.

Зимняя стеклоомывающая жидкость предназначена для очистки стекла(ол) от загрязнений - снега, льда и т.п. при отрицательных температурах.

Естественно, приходит в голову мысль: а она когда-нибудь замерзает? На канистрах или бутылях с омывайкой указывается минимальная температура, ниже которой жидкость уже не пригодна к эксплуатации. Однако это не значит, что она застынет, нет, она просто превращается в кашу.

Большинство этих жидкостей имеют температуру до минус 25°С и готовы к незамедлительному применению. Но есть и концентраты, которые без разбавления применимы вплоть до минус 36°С, а при более высоких температурах допускают разбавление водой. Готовые к применению омывайки не следует разбулыживать водой (хоть это и экономично), т.к. концентрация веществ в ней снижается и то же самое делает эффективность.

Справится ли омывайка со своими обязанностями, зависит от ее состава, следовательно, качества. Она должна не только оставаться жидкой на морозе, но и иметь хорошие моющие свойства. Основной элемент, препятствующий замерзанию, - спирт. Он же неплохой растворитель. Хоть это и спирт, но пить его нельзя!

Как правило, это неприятно пахнущий изопропиловый спирт. В низкокачественных и дешевых жидкостях встречается еще и яд - метанол (метиловый спирт). Надо избегать таких продуктов, сколь бы заманчива не была цена.

Для улучшения моющих свойств в состав включаются поверхностно-активные вещества (ПАВ), что проверяется встряхиванием, при этом должна появиться пена. Вы спросите, сколько брать? На всю зиму, как правило, хватает 4-5 литров, поэтому Госавтоинспекция советует брать именно такую канистру. Эти канистры должны быть полиэтиленовыми и только заводского производства. Никаких аналогий с полтарашками!

Обязательно осматривайте целостность чековки горловины. Этикетка должна быть надежно и ровно приклеена, текст четкий и содержит: наименование фирмы-изготовителя, описание, правила применения, а также адрес производства, дату выпуска и сертификаты, и самое главное - состав. Зимние омывайки, как правило, синие либо голубые, но это не принципиально, т.к. их окрашивают. Спирт бесцветен. А работают со стеклоомывайкой щетки стеклоочистителя.

Дворники

Из соображений экономии их можно оставить на месте и не менять на зимние, которые стоят в 2-3 раза дороже. Но не спешите сразу переходить дальше.

Конструкция зимних дворников отличается одетым в резиновый чехол механизмом (чтобы не обледеневал) и материалом самих щеток. Щетки опять-таки выполнены из резины на основе натурального каучука и имеют повышенную эластичность на морозе, что повышает качество очистки.

Если вы все-таки не решились на их приобретение, то требуется отревизировать имеющиеся. Проверьте в хорошую грязь, как они справляются, не оставляют ли разводов. Если оставляют, либо они очень стары, либо изношены. Идите в магазин за новыми.

После того, как жидкость залита, дворники установлены, а система проверена, необходимо перейти в моторный отсек - это еще один, не менее важный этап подготовки автомобиля к зиме, но так как он на безопасность на дорогах не влияет, а влияет только на техническую часть эксплуатации автомобиля (характер работы двигателя, узлов и агрегатов), повышенный износ деталей авто - тяжелый запуск в связи с не по сезону подобранным маслом в ДВЗ или в трансмиссии, система охлаждения, писать в статье об этом не будем (хотя, положа руку на сердце, для полного понятия принципа вождения и подготовки техники к эксплуатации в отрицательные температуры просто необходимо к ознакомлению). А о тормозной системе необходимо поговорить отдельно.

Топливная система

И чтобы довести дело с жидкостями до конца, упомянем проблемы с топливом. А основная проблема здесь - это низкая испаряемость бензина и очень высокая вязкость (вплоть до образования геля) у дизельного топлива. Но так как на качество самого топлива, увы, мы повлиять не можем, то коснемся только топливной системы. И начнем, естественно, с бака.

Топливный бак зимой необходимо поддерживать в состоянии полного снаряжения, т.е. полностью заправленным. Для чего? Во-первых, чтобы в нем скапливалось меньше воды. Если бак полупустой, с голыми стенками, то на них из-за перепада температур откладывается конденсат, который и пополняет топливо водой. Этот же процесс приводит к усилению корродирования самого бака. Во-вторых, есть понятие - максимальная глубина подъема жидкости насосом. Чем выше уровень жидкости, тем проще насосу ее поднять, следовательно, подкачка топлива насосом будет более эффективной и оперативной.

Само собой разумеется, что бак должен быть чистым, равно как и вся топливная система.

А что же делать, если в баке вода? Как ни старайся выполнять вышеуказанное правило, всё равно через 4-5 лет эксплуатации в баке появляется достаточное количество воды из конденсата и самого бензина. И в дизельном топливе много воды, но будем в дальнейшем рассматривать бензин, т.к. дизельные двигатели распространены меньше среди легковых машин и многое для них аналогично.

Как известно, бензин плохо смешивается с водой, особенно на морозе. Здесь на помощь придет всё тот же спирт. Но он должен быть весьма концентрированным (70% и более), иначе эффект будет упущен.

Спирт прекрасно смешивается с водой и удерживает ее, что позволяет извлечь воду из бака. Вода, смешавшись со спиртом, не будет отслаиваться от бензина и попадет в систему, после чего благополучно сгорит (испарится) в цилиндрах двигателя. Если нет возможности раздобыть спирт, то можно приобрести специальные препараты для предотвращения расслаивания бензина и воды. Во всяком случае, выполнять эту операцию Госавтоинспекция рекомендует в теплую погоду, иначе потом придется долго мучиться с оттайкой карбюратора, форсунок и т.п.

Вот вы очистили бак от воды. Но и это еще не всё. После этой операции, вне зависимости от состояния, требуется заменить фильтр тонкой очистки топлива. Вода практически забивает его поры, делая фильтр если не проницаемым, то хотя бы с повышенным сопротивлением.

Далее остается отревизировать карбюратор или промыть форсунки (если двигатель инжекторный), выполнить необходимые настройки.

Согласитесь, что комфортное вождение - это важный аспект в безопасном вождении.

Система отопления

Конечно, если вы управляете мечтой или другим иномобилем с кондиционером, то вам нечего переживать, главное, чтобы этот кондиционер работал. Тогда как владельцы авто без такового должны позаботиться о печке. Как известно, печка в большинстве автомобилей состоит из радиатора-отопителя с краном, электровентилятора и системы воздуховодов. Работа печки напрямую зависит от температуры двигателя, ибо через ее радиатор пропускается охлаждающая жидкость системы охлаждения. Само собой разумеется, что при холодном двигателе печка работать не будет. Отдача тепла через отопитель увеличивается при хорошо прогретом двигателе, а это в морозы достигается выше указанными мерами.

Так что же нужно знать о работе печки? Хоть и поется в песне «Бьется в тесной печурке огонь...», но это не совсем так, если вы не обладатель автомобиля «Запорожец». Печка хоть и весьма тесная, но огня в ней нет - там жидкость, но не всегда.

Радиатор отопителя стоит достаточно высоко, куда выше, чем двигатель, и бывает завоздушивается. Это происходит либо при некорректной смене охлаждающей жидкости, либо при негерметичной системе, в том числе самого радиатора. В этом случае он будет нагреваться, но продолжаться это будет недолго.

Чтобы выпустить из него воздух, Госавтоинспекция рекомендует выполнить следующие действия: полностью открыть кран отопителя, поставить машину наклонно, передком вверх (по крайней мере, не наоборот), дать двигателю немного поработать, затем остановить. Аккуратно открыть заливную горловину радиатора и долить жидкость. Закрыть крышку и запустить двигатель на несколько минут, затем проверить на остановленном двигателе уровень.

Также требуется проверка работоспособности крана отопителя. Он должен свободно, без заеданий, управляться, надежно открывать и перекрывать поток жидкости.

Если есть возможность (а когда она появляется, это надо делать всегда), необходимо очистить полости воздухопритока и сам радиатор от загрязнений.

Завершающим этапом подготовки системы отопления является проверка воздуховодов и системы управления потоком воздуха. Все заслонки должны работать четко и без заеданий. Особое внимание уделяем электровентилятору. Он должен включаться незамедлительно и работать без постороннего шума (визга, скрипа и т.п.) на всех режимах, при этом должен чувствоваться поток воздуха при неподвижной машине.

Не помешает также проверить исправность механизма заслонки воздухопритока. Включите вентилятор, попеременно закрывайте и открывайте заслонку. Если шум вентилятора меняется, а также меняется поток воздуха, то механизм исправен.

Не держите долго заслонку закрытой при работе вентилятора!

Итак, тормозная система

Чтобы тормоза работали исправно, необходимо следить за тормозной системой. Обратите внимание на изношенность тормозных колодок, на состояние тормозных шлангов (попросите помощника понажимать достаточно резко на тормоз и посмотрите, не раздуваются ли шланги, проверьте отсутствие трещин), трубок, на герметичность системы.

Дело в том, что из деталей наиболее уязвимы резиновые элементы. Конечно, на иномарках немного проще, т.к. резина там более качественная, но для наших машин эта проблема очень актуальна. Резина имеет свойство усиленно стареть на морозе и при воздействиях агрессивной химической среды. Шланги, помимо всего, еще и подвергаются перегибам, а также вибрациям и воздействию давления. Всё это сокращает их жизнь. Поэтому рекомендуется заменять шланги через 100 000 км пробега или через три года эксплуатации (при холодном климате), либо при выявлении указанных выше дефектов.

Тормозная жидкость тоже требует смены и куда более частой. Она гигроскопична и, со временем впитывая в себя влагу, утрачивает свои свойства. В системе привода тормозов в этом случае она может вскипеть, и тормоза откажут. А на морозе она может взять и застыть - результат будет аналогичен.

По регламенту тормозная жидкость меняется раз в два года, но в районах с холодными зимами либо с большой влажностью Госавтоинспекция советует делать это раз в год. Рациональней менять жидкость осенью, чтобы в зиму войти со свежей. После ее смены систему требуется хорошо прокачать.

И, конечно же, несколько советов по вождению:

В отличие от теплого времени года, зима накладывает определенный и весьма существенный отпечаток. Вы вынуждены садиться за руль в теплой одежде, что не всегда удобно, и меняет привычную посадку. Сидеть за рулем зимой лучше вертикально, обязательно пристегнувшись. Перед выездом на дорогу необходимо поуправлять автомобилем на разных скоростях, чтобы определить его реакции и оценить качество сцепления. Зимой световое время суток куда меньше, поэтому чаще приходится ездить со светом фар. Естественно, фары должны работать исправно, быть настроенными и обязательно чистыми. При движении избегайте резких манипуляций педалями - это может привести к заносам. Особую осторожность следует соблюдать перед светофорами и у остановочных пунктов общественного транспорта, где образуется наледь. Старайтесь поддерживать большие интервалы и дистанцию. Таким образом, зимой надо быть готовым к любым сюрпризам как со стороны своей машины, так и от окружающего транспорта.

Госавтоинспекция Хабаровского края информирует

На Едином портале государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru)  предоставлена возможность получения сведений об административных правонарушениях в области дорожного движения, а также подачи в электронном виде заявлений по вопросам оказания следующих государственных услуг:

1. Регистрация автомототранспортных средств и прицепов к ним;

2. Прием квалификационных экзаменов и выдача водительских удостоверений;

3. Государственный технический осмотр транспортных средств.

Также за информацией о штрафах ГИБДД  можно обратиться в отделение по исполнению административного законодательства ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по городу Хабаровску по адресу: г. Хабаровск, улица Воронежская, 1,  кабинет 114, телефон 59-59-91, либо по адресу: г. Хабаровск,  улица Монтажная, 13, телефон 50-82-06.

В  МОТОР ГИБДД УМВД России по Хабаровскому краю установлена электронная система управления очередью.

Для получения талона в электронной системе управления очередью необходимо иметь: заявление с отметкой об осмотре транспортного средства (при необходимости);  паспорт гражданина; документы на транспортное средство.

Автор: Советы подготовила пресс-служба управления ГИБДД УМВД России по Хабаровскому краю.




03.07.2020 11:35
Мозг избирателя не был задет
Результат все же налицо - значит, игра стоила свеч.

03.07.2020 11:27
Выделены средства на поддержку коренных малочисленных народов
Краевые власти выделили субсидии на проведение мероприятий по укреплению традиционного образа жизни коренных малочисленных народов

03.07.2020 11:00
Маркировка обуви и табака к росту цен не приведёт
С 1 июля 2020 года в Российской Федерации вводится обязательная маркировка обуви и табачной продукции.

03.07.2020 10:32
Предприятия создают временные рабочие места
Документы на выплаты оформлены на 176 человек

03.07.2020 09:00
Сегодня в Хабаровске без осадков
Ветер южный, 5-10 м/сек. Температура плюс 24-26 градусов. Атмосферное давление будет расти



11.12.2015 10:50
Самые аккуратные водители живут в Хабаровске
Аккуратнее всего автомобили водят жители Новосибирской области, Хабаровского края и Свердловской области. Такие выводы были сделаны аналитическим центром «АльфаСтрахование» на основе данных, собранных с телематических устройств за год существования программы «Очень умное КАСКО».

09.12.2015 00:00
Как проверить подлинность полиса ОСАГО
Российское автомобильное товарищество напоминает: каждый автовладелец должен проверить, является ли его полис ОСАГО действительным.


Как бы вы оценили материальное положение вашей семьи?




 
Яндекс.Метрика