Недетские вопросы министру

16.02.18 00:00 | Пресс-центр
Недетские вопросы министру

В Хабаровском краевом центре внешкольной работы «Созвездие» прошла, ставшая уже традиционной, встреча министра образования и науки края Аллы Кузнецовой с участниками и победителями регионального этапа всероссийской олимпиады школьников. Встреча прошла в форме игры «Меморина» и касалась самых волнующих школьников вопросов: трудоустройство, ЕГЭ, востребованные профессии, новые предметы в школах.

Недетские вопросы министру

- Здравствуйте, меня зовут Владимир Устинов, я из Комсомольска-на-Амуре, гимназия № 9. Как мы знаем, наука - основной критерий прогресса. Какие проходят мероприятия в нашем крае для развития научной деятельности?
- Мы понимаем, что наука, прежде всего, питается энтузиастами. Она строится этими людьми, которым интересно открытие неизведанного, тайн. Нужно поддерживать и зрелых, маститых ученых, тех, кто уже сегодня продолжает свои разработки. И тех, кто только готовится пойти в науку: студенты, магистранты, аспиранты. И, конечно, тех, кто еще не думал даже стать ученым. Тем не менее это очень любознательные дети, юноши и девушки.
Поэтому поддержка идет во всех этих направлениях. А это, например, гранты. В прошлом году 6,6 млн. мы направили на них и поддержали 22 исследования. Недавно в газете «Тихоокеанская звезда» была информация о том, что молодой исследователь из Тихоокеанского госуниверситета (ТОГУ) получил 2 млн. на создание робота. Кроме того, есть премии губернатора для магистрантов и аспирантов, стипендии для талантливой молодежи.
Например, в прошлом году Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет выиграл грант на создание инжинирингового центра и получил поддержку 100 млн. В этом году ТОГУ выиграл большой грант на создание инновационного центра развития региона и так далее.
И, конечно, очень много мероприятий для вас, для школьников, для студентов младших курсов - это конференции, олимпиады, школы, проект «Смарт-27», в рамках которого действуют проекты с использованием наноэдюкаторов (сканирующих зондовых микроскопов), проводятся научно-технологические исследования.
- Здравствуйте, я Сергей Литвинюк, учащийся Хабаровского лицея инновационных технологий, вы много бываете в других регионах, видите работы ваших коллег. Какие достоинства у краевой системы образования?
- Мне кажется, главное достоинство системы образования Хабаровского края - это те люди, которые движут образование в нашем регионе. Вы, наверное, знаете, что люди, живущие в столицах, нацелены меньше на долгую и трудную, сверхнапряженную работу, потому что у них там всё есть, все условия.
А провинциалы готовы больше вкладывать сил, ресурсов, энергии, мотивации. В этом смысле, у нас есть выигрыш. Потому что наши люди, наши педагоги очень мотивированы на то, чтобы у нас было, как минимум, не хуже. Каждый год в разных сферах определяют лучшие практики, проекты, которые становятся своеобразным брендом региона, их берут на вооружение в других территориях - они тиражируются, приглашаются авторы, чтобы делиться опытом и обучать. Так вот, в прошлом году Хабаровский край представлял на федеральном уровне огромное количество практик, внесенный в реестр лучших проектов России, это я говорю только о системе образования.
У нас лучшая практика в системе профессионального обучения, по развитию WorldSkills, развитие наставничества. Мы гордимся системой подготовки кадров, поддержкой молодых педагогов, организацией инклюзивного образования. Вот буквально недавно пришло поздравление от Агенства стратегических инициатив, что у Хабаровского края еще две лучшие практики - проект «Компас самоопределения» - помощь в выборе профессии, для школьников. И проект «Профессиональное обучение школьников».

Движение вверх

- Алла Кузнецова (в рамках игры ей дали возможность задать вопрос молодым людям): «А что помогает вам не терять мотивацию для движения вперед? Невозможно быть всегда в движении, силы кончаются. Что помогает найти ресурсы для того, чтобы двигаться вперед?»
- Меня зовут Егор Баженов, я из лицея инновационных технологий. Для меня мотивацией служат мои друзья и родители, они меня «пинают» и все время говорят, что на достигнутом останавливаться нельзя, что нужно двигаться дальше. А если что-то не получается, то нужно пробовать снова и снова, потому что только тогда ты сможешь чего-то добиться. Я в «Созвездии» уже три недели, и мероприятия, которые проходят здесь, помогают мне отдохнуть, но в то же время дать силы развиваться. Вокруг много ребят: кто-то и умнее меня, кто-то на моем уровне, я смотрю на них и понимаю, к чему нужно стремиться.

Не просто чемпионат

- Доброе утро, меня зовут Ульяна Лихолет, школа № 80, Хабаровск. Недавно в нашем крае прошел чемпионат молодых профессионалов WorldSkills Russia. Хотела бы узнать, как это движение будет развиваться дальше?
- Это удивительное движение, в котором все больше и больше людей. Мы помним, что все очень настороженно к нему относились, можно сказать, что оно появилось как какая-то надстройка. А теперь мы все болеем за наших уже на мировых состязаниях!
В Хабаровском крае живут чемпионы и проходят соревнования, на которые приходят жители региона, посмотреть, поболеть. Это стержень и двигатель системы профессионального образования. Сегодня мы говорим о реальном престиже рабочих профессий. И уровень зарплат у выпускников реально выше! Благодаря этому движению мы повысили качество образования. Мы видим уровень чемпионов и ставим задачи - сделать его эталоном для подготовки всех специалистов системы.
Чемпионаты WorldSkills - это еще и потрясающее шоу, которое привлекает внимание к прекрасным профессиям. Движение открывает возможности не только трудоустройства на лучшие предприятия, но и знакомиться с людьми из разных сфер, бывать в других регионах. Это возможность стажировок на предприятиях со всего мира: в прошлом году, например, были стажировки в Японии, Китае и Корее.
А главное, повышенное внимание от предприятий, которые заключают договоры о трудоустройстве еще во время учебы, внимание от отраслевых министерств.
Это движение, безусловно, развивается, появился юниорский этап. Буквуально на днях мне позвонил заместитель директора союза «Ворлдскиллс Россия» Дмитрий Глушко и предложил Хабаровскому краю стать пилотом в проекте профессиональной ориентации школьников.
- Здравствуйте, Алла Геннадьевна, меня зовут Дмитрий Ларионов, я из Советской Гавани, школа № 3. У меня к вам вопрос в продолжении того, что вы только что сказали: какие перспективы у выпускников высших и средних специальных учебных заведений в Хабаровском крае?
- Мы всегда работаем в налаживании тесной связи производства и выпускников. И сейчас уже много историй раннего трудоустройства, как раз движение WorldSkills тоже этому очень помогло. И даже после учебы парни, уходя в армию, знают, что их все равно ждут на предприятии!
И сейчас я могу сказать, что все меньше мы слышим истории «забудь то, чему тебя учили…», все реже выпускники идут в службы занятости. И это касается учреждений всего уровня. Потому что мы не выпускаем «просто так». Контрольные цифры приема формируются вместе с отраслевыми министерствами, а они оценивают перспективы региона.
Сейчас у нас развиваются территории опережающего развития, и мы понимаем, какие нужны специалисты и сколько, поэтому мы формируем программы приема именно под эти заказы. Поэтому максимальная цель, чтобы человек, который оканчивает учебу знал, где его ждут, с чем его ждут, где он будет работать. И благодаря участию работодателей в обучении специалист уже готовится по стандартам, которые есть на предприятиях.
- Максим Кулигин, гимназия № 5, Хабаровск. Меня волнует проблема второй смены в школах, когда она будет ликвидирована во всех школах Хабаровска?
- Вопрос неоднозначный, к слову. Потому что и у родителей наших школьников, особенно востребованных лицеев и гимназий, разные мнения. Дело в том, что в связи со спецификой формирования 10 классов есть определенные критерии, так вот один из них - не главный, конечно, - связан как раз с тем, что необходимо обеспечить образование в одну смену.
Наши образовательные стандарты, которые начали действовать с 2014 года, предусматривают 10 часов дополнительной бесплатной внеурочной деятельности. А для этого нужно время и место, поэтому дети должны учиться в одну смену. Мы подсчитали, что в крае к 2025 году нужно построить 24 школы и 17 пристроек, чтобы соблюсти все требования!
Повышается рождаемость, приезжают люди из других регионов. Вот, к 2025 году в планах как раз ликвидация второй смены. Три года назад всего лишь 84 процента детей учились в первую смену, в этом году - 91,5, это хорошая динамика.

Был случай

Ведущая: Пара на табло не совпала, а значит, нужно рассказать историю из жизни! Вот вы сказали, что занимались спортом. А каким? Может быть, из этой части жизни?
- Я занималась спортивным ориентированием. История не очень смешная, по крайней мере тогда, когда она произошла, но очень добрая.
Наша команда должна была ехать на соревнования. Я училась на химбиофаке, на первом курсе, но меня, как и моих товарищей по команде - с физвоспитания, отпустили позже, так как у меня была полевая практика. Добираться в Челябинкую область мне нужно было одной. Тренер как-то просто к этому отнесся: мол, лети до Новосибирска, а там уже возьмешь билет дальше. Я тоже как-то отнеслась к этому очень просто… Прилетела, а билетов - нет… Что делать? Выход - поезд.
А я не знаю, как добраться до вокзала… И на последнем автобусе поехала до одной из остановок - а там надо было на такси. В автобусе нужно было купить билет, я растерялась, один парень говорит: надо передать деньги водителю. Я ему протягиваю кошелек, он отвечает: ты что, дурочка? Иди сама покупай! Мы доехали до остановки. Он решил посадить меня в такси и поехал со мной, заметил мою растерянность, решил помочь. Оказалось, что и здесь билетов нет!
В те времена были такие окошки, где билеты были для пассажиров с экстренной ситуацией. Он начал туда стучаться и кричать, что это чемпионка мира, едет на чемпионат и если вы не поможете ей попасть на поезд, то страна проиграет! А я сидела на сумке и плакала.
И он мне достал билет! В общем, эта история долгая. В поезде у меня не было еды, а в вагоне-ресторане ничего не продавали. Меня кормили, помогали, оберегали… И когда я наконец добралась туда, куда я ехала, у меня не было сил соревноваться.
И я до сих пор с благодарностью и поименно вспоминаю этих людей, которые меня, как эстафету, передавали из рук в руки… И когда я слышу фразу «наша страна», я вспоминаю эту картину. И таких, неравнодушных, бескорыстных людей очень много, я точно знаю.

Возвращение астрономии

- Здравствуйте, Алла Геннадьевна, меня зовут Антон Баранов, я учащийся школы села Джонка, у меня такой вопрос: как вы относитесь к введению системы норм ГТО в школах нашего региона?
- Конечно, я отношусь хорошо. Понятное дело, что школьная программа предусматривает практически все, чтобы человеку стартовать во взрослую жизнь. Но есть уроки, на которых оценка не мотивирует: ну нет желания - и всё. Часто это физкультура. Ввели три часа физкультуры, а здоровья-то не прибавилось. Мы понимаем, что самый мощный фактор - это конкуренция. Лично меня очень привлекает какая-то соревновательная ситуация, я должна ну хотя бы попытаться, если не победить, то хотя бы приложить максимум усилий. ГТО - это как раз тот стимул. Я не могу?! Да не может быть!
У меня свекрови через два месяца будет 91 год, она перенесла инсульт… Очень сильно и долго болела. Когда я начала возвращаться в спорт, преодолевать в чем-то себя, не без этого, это было уже в осознанном возрасте, и она, глядя на меня, начала просто передвигаться. Сегодня она ходит 7000 шагов в день. Последние четыре года мы забыли о больницах!
- Вопрос от Айгуль Байрамовой, я учусь в школе № 1 поселка Солнечный, в 10 классе. Я хотела бы узнать, когда английский язык станет обязательным для сдачи в форме ЕГЭ?
- Вам это уже не грозит! А вот тем, кто младше - нужно уже задумываться. Обещали включить в обязательные в 2020 году, но пока никаких официальных документов нет. Но в любом случае, знать английский язык - это для современного человека обязательно.
- Меня зовут Елизавета Лунь, я из лицея № 1 Комсомольска-на-Амуре. Не так давно в старших классах был введен предмет «Астрономия», а какие еще предметы планируется ввести?
- Сейчас мы обсуждаем, как усилить в школах изучение краеведения. Пока не скажу, будет ли это отдельный предмет или какая-то другая форма. К сожалению, доходит до смешного, что мы сами, жители края, не знаем свою территорию! Однажды на большой встрече с молодежью, когда речь зашла об Охотске, никто не знал, где это. А это поселок старейший в крае. И это неправильно, что сейчас школьники знают лучше звезды, чем наш, с богатейшей историей, природными явлениями, людьми край.

Свободный микрофон

Также была возможность задать вопросы у свободного микрофона.
- Алла Геннадьевна, меня зовут Андрей, я из Комсомольского района. С какой целью были введены выпускные проверочные работы? На что они влияют?
- Появились они потому, что, когда появился ЕГЭ, началась ситуация, что ученик, выбрав предметы, необходимые для поступления, часто переставал обращать внимание на другие дисциплины. А школа должна давать знания по всем предметам, не случайно она общеобразовательная. Освоение программы - это эрудиция, развитие личности. Благодаря проверочным работам учитель знает, на какие темы нужно в дальнейшем обратить внимание, какие темы даются сложнее. Кроме этого, есть национальное исследование качества, есть исследования качества профессионализма педагогов - они тоже пишут проверочные работы. Это большая система - оценки качества всей системы. А цель одна - получить вам хорошее образование.
- Вопрос задает Алексей Ивушкин, школа № 30, Комсомольск-на-Амуре. Каким образом планируется развитие инфраструктуры школ Хабаровского края?
- Комсомольск-на-Амуре - город президентского внимания, есть комплексный план его развития, есть решения, связанные с детским творчеством. Мы строим детский технопарк «Эвристика», развивается детский технопарк «Кванториум», в лагере «Шарголь» будем делать круглогодичный детский город. Нужно построить инфраструктуру образования. Будут реконструированы школы и детские сады, строится инженерная школа, куда будет закуплено новейшее оборудование. В городе будут созданы все возможности!
- Алена Лунегова, Амурск, школа № 6. Вы уже начали отвечать на мой вопрос. Но все же уточню: какие профессии будут востребованы в Хабаровском крае?
- У нас есть региональный топ-50. Главным образом, профессии, связанные с промышленным производством, добывающей и перерабатывающей промышленностью, с IT-технологиями.
- Меня зовут Егоров Егор, я из хабаровской гимназии № 8. Как планируется дальше развивать олимпиадное движение?
- Как раз накануне состоялся разговор на эту тему, где принимала участие генеральный директор «Созвездия» Алла Евгеньевна Волостникова. Олимпиады - это не единственный путь проявления талантов для наших школьников. Для интеллектуально-одаренных мало просто предметных соревнований. Поэтому развиваются и будут развиваться направления межпредметных, метапредметных командных чемпионатов с решением реальных задачи из жизни. Мы говорили и о центре выявления и поддержки одаренных ребят.

Мария ИВАНОВА.





Комментарии

К этой публикации еще нет комментариев. Зарегистрируйтесь и добавьте первый комментарий!

26.06.2019 11:10
Таблетки для похудения не прошли таможенный контроль в Хабаровске

26.06.2019 09:54
У нас не авиасалон, а форум

26.06.2019 09:52
Девять лучших педагогов

26.06.2019 09:30
Сегодня в Хабаровске сильный дождь

26.06.2019 09:17
Даёшь свободу лососю!



17.05.2019 10:15
Александр Прохорец: «С помощью людей полиция может сделать многое»
В пресс-центре «Тихоокеанской звезды» состоялась прямая телефонная линия с начальником УМВД России по городу Хабаровску Александром Александровичем Прохорцом.

26.04.2019 00:00
В четверг, 25 апреля, в пресс-центре «Тихоокеанской звезды» состоялась «прямая линия» с начальником УМВД России по городу Хабаровску Александром Александровичем Прохорцом.
Ответы будут опубликованы в одном из ближайших номеров «Тихоокеанской звезды»


Работаете ли вы по специальности?




 
Яндекс.Метрика